Детство, опалённое войной

Ушло наше детство. Исчезло. Пропало.

Давно это было, давно.

А может, и вовсе его не бывало,

А только приснилось оно?

М. Исаковский

Мужеством, стойкостью, отвагой исполнены страницы истории нашей Родины. Высочайшей вершиной доблести и твёрдости духа русского народа стала Великая Отечественная война. 1941 год изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, разрушил светлые мечты семнадцатилетних юношей и девушек, которые с выпускного бала ушли в солдатские теплушки, эшелоны пехоты, санитарные взводы. Дети того поколения не отделяли себя от своей страны. Ребята, повзрослевшие за один день, самоотверженно защищали своё Отечество.

Всем, чьё детство в чёрный цвет окрасила война, был посвящен урок мужества «Детство, опалённое войной», который прошел 7 мая в информационно-библиотечном центре . Учащиеся 6 «А» и «Б» классов подготовили сообщения о пионерах-героях, читали стихи о ВОВ, обсуждали видеофрагмент «22 июня 1941 года».

В рамках празднования 90-летия образования Никифоровского района на встречу с шестиклассниками пришёл Анатолий Ефимович Кузнецов. Он рассказал ребятам, что Великую Отечественную войну встретил семилетним мальчиком, что ему, как и многим его ровесникам, пришлось испытать голод и лишения тех страшных лет. «В нашем селе стояла воинская часть. Мы, голодные ребятишки, во время обеда обступали солдат и просили их: «Дядя, дай котелок облизать». Никогда не получали отказа. Многие солдаты, хотя сами были полуголодные, измученные, худые отдавали нам свой паёк, а сами отворачивались и плакали, вспоминая своих детей, жён, родных и близких», – рассказывал Анатолий Ефимович.

Узнали ребята и о том, как пришлось ему вместе со сверстниками ухаживать за ранеными бойцами красной армии: «Рвали полынь, крапиву, а старые бабушки, которые не могли рыть окопы, заваривали эти травы кипятком и делали отвары, чтобы солдатам раны промывать, потому что лекарств не хватало». По словам Анатолия Ефимовича, никто из детей не отлынивал от работы, которую поручали взрослые, какой бы тяжёлой она ни была: носили воду в санчасть, кололи дрова и даже копали могилы и хоронили умерших солдат. С неподдельным интересом слушали шестиклассники эти воспоминания.

В заключение встречи Анатолий Ефимович поделился своим литературным творчеством и вместе с ребятами исполнил песню «Детство – это я и ты». Учащиеся поздравили гостя с Днём Победы, поблагодарили за интересный рассказ, пожелали здоровья и долголетия:

Пусть чистым будет небо над землей,

Пусть жизни мирной радуются люди!

А Вас, кто рядом был с войной,

Мы помним, бережем и любим!

В информационно-библиотечном центре оформлена книжная выставка "Не померкнет летопись Победы", посвящённая Дню Победы. На выставке представлены книги, знакомящие с важными событиями в Великой Отечественной войне, ставшими переломными в судьбе нашей Родины. 


Литературная игра «Весёлый зоопарк Веры Чаплиной»

Об этой женщине снимали фильмы, и они шли при полных аншлагах. Её книги наполнены чистотой, добром и бескорыстной любовью. Она жила в собственном мире, так непохожем на унылую действительность, на собственном острове, и был это Остров Зверей в Московском зоопарке. О ком это? Да конечно, о Вере Васильевне Чаплиной, прекрасном человеке и уникальном писателе!

В нынешнем году исполнилось 110 лет со дня рождения этого писателя-анималиста, на произведениях которого выросло не одно поколение читателей. Познакомиться с жизнью и творчеством Веры Чаплиной школьники смогли, приняв участие в литературной игре «Весёлый зоопарк Веры Чаплиной».

         

В ходе мероприятия учащиеся 2 класса открыли для себя новое понятие – «писатель-анималист», совершили виртуальную экскурсию по зоопарку, в котором более 30 лет работала Вера Чаплина, познакомились с друзьями-животными писательницы. Отвечая на вопросы литературной игры, ребята показали, что хорошо знакомы с произведениями Чаплиной. Эти знания помогли им в игре «Узнай героя» и «Поймай зверёныша».

В заключение ребята познакомились с книжной выставкой произведений писателя и посмотрели мультипликационный фильм «В чаще лесной» по сценарию Веры Чаплиной и Георгия Скребицкого.


«В стране любимых детских книг»

Детские книги, рассказы и сказки —

Первые в нашей жизни подсказки,

Путеводитель в мире огромном,

Таком интересном и незнакомом.

С Международным днём детской книги

Всех поздравляю читателей в мире.

Желаю вам сотни новых историй,

Про старых знакомых и новых героев.

Пусть детские книги всегда будут с нами,

Пусть добрыми нам остаются друзьями.

Понятие детской книги появилось в конце 16 века, когда в России были изданы 2 книги, в которых на понятном для детей языке объяснялось значение более тысячи слов, которые могли бы им встретиться при чтении книг. Дело в том, что до этого те немногие дети, которые умели читать, читали те же книги, что и взрослые. В 19 веке общественность признала, что детям нужны свои собственные книги и с этого момента начался расцвет детской литературы. Детская литература очень нравилась и взрослым, так как отличалась живым языком, бурной фантазией и юмором. Для приобщения маленьких читателей к литературе, обращения внимания на проблемы отрасли, популяризации трудов авторов создан международный праздник – День детской книги, ежегодно отмечаемый 2 апреля.

В этот день информационно-библиотечный центр пригласил учащихся 3 класса побывать «В стране любимых детских книг». В ходе этого сказочного путешествия ребята вспоминали литературных персонажей из детских книжек, угадывали название произведений по их отрывкам, разгадывали кроссворд, ребусы и загадки. В конце путешествия были определены «Лучшие знатоки детских книг».

Книжная выставка «Добрый мир любимых детских книг» подарила учащимся возможность прочитать новую книгу или перечитать уже знакомое детское произведение.


«Экзамен для настоящих мужчин»

20 февраля в преддверии праздника Дня защитника Отечества в информационно-библиотечном центре была проведена познавательная викторина «Экзамен для настоящих мужчин».

Участниками мероприятия стали девятиклассники. Перед началом викторины учащиеся обсудили историю праздника Дня защитника Отечества. Ведь, как известно, в нашей стране 23 февраля празднуется очень давно.  А вот насколько давно,  ребята узнали, просмотрев видеоролик, рассказывающий о том,  какому событию в истории нашей страны обязан своим появлением праздник 23 февраля, как менялось название этого праздника в течение времени, и с чем это было связано.

При обсуждении традиций празднования Дня защитника Отечества у ребят возник вопрос: «Существуют ли в других странах мира «мужские» праздники?» Оказывается, что да! Только эти праздники называются по-другому и отмечаются с другим смыслом. Например, в Канаде, США, Аргентине и Франции ежегодно празднуют День Отцов. Он празднуется в третье воскресенье июня. Этот же праздник  отмечается и в других государствах – В Великобритании, Индии, ЮАР, Кубе, Турции и даже в Японии. Но в этих странах он отмечается 3 марта.

Так же существует такой праздник как Международный мужской день, считающийся самым популярным праздником среди мужских. Он празднуется 19 ноября в США, Великобритании, Австралии, Индии, Венгрии, Гане, Ирландии, Мальте, Тринидад и Тобаго, ЮАР, Сингапуре и Ямайке.

Отвечая на вопросы викторины, ребята показали свои знания в таких областях, как история, литература, оружие, ордена и медали, военная техника, военная лексика. Победителем викторины стала команда юношей 9 «Б» класса (классный руководитель Андреева Людмила Анатольевна). ПОЗДРАВЛЯЕМ!


«Уроки истины, жизни, доброты»

«Помни, ты не один на свете,

кроме тебя есть другие люди;

и они нуждаются в твоей доброте,

понимании, мужестве,

в твоей защите и помощи».

Л.Кассиль

6 февраля  информационно-библиотечный центр собрал учащихся 10 класса на читательскую конференцию, чтобы обсудить произведение В. Железникова «Чучело», вызывающее самые противоречивые чувства у своих читателей. 

В числе участников конференции были представлены группы литературоведов, кино обозревателей, социологов и текстологов. Каждая группа провела предварительную работу и  рассказала о жизни и творчестве Владимира Карповича Железникова, об истории создания им повести «Чучело», о  судьбе данного произведения в кинематографии. Группа социологов провела опрос среди школьников и представили их отзывы и впечатления о повести «Чучело» в виде видео презентации.  

С работы текстологов началось обсуждение и анализ произведения Железникова. Дав определение словам «ЧУЧЕЛО» и «БЕЛАЯ ВОРОНА», участники конференции соотнесли их с личностью главной героини повести – Леной Бессольцевой. 

Давая характеристику героям повести, ребята оценивали их поведение, высказывали своё мнение об их поступках, приводили примеры похожих  людей из своей жизни.

В целом, обсуждение повести Владимира Железникова «Чучело» получилось очень эмоциональным, участники конференции точно определили проблемы, поднимаемые автором в повести, затрагиваемые нравственные принципы, и без труда постигли уроки истины, усвоили уроки жизни, уроки доброты.

 


Цикл мероприятий, посвящённых дням воинской славы России

Память, память,
Ты порой тревожно
Бьёшь по нервам, бешено скользя,
Позабыть такое невозможно,
Потому что забывать нельзя…

Вот уже много лет прошло с того времени, как стихли последние выстрелы Второй мировой войны. Однако навсегда в памяти человечества великий подвиг народа против чудовищного преступления фашизма.

В информационно-библиотечном центре были проведены мероприятия, посвященные важнейшим памятным датам в военной истории России.

Так, в ходе поэтического часа «Страницы той страшной войны. Блокада Ленинграда», девятиклассники продолжили знакомство с тяжёлым периодом в истории нашей Родины, длившемся 900 дней и ночей. Вспомнив поэтов, писавших о блокадном Ленинграде, ближе познакомились с их творчеством.

Учащиеся читали стихи Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Владимира Лифшица, Вадима Шефнера – поэтов, посвятивших свои литературные произведения испытаниям, выпавшим на долю жителей Ленинграда и подвигу защитников города на Неве.

Международному дню памяти жертв холокоста была посвящена беседа-реквием «Освенцим – лагерь смерти», проведённая с учащимися 8 класса. 

Ребята познакомились с историей существования самого крупного за всю историю человечества концентрационного лагеря Аушвиц, располагавшегося возле польского города Освенцим.

Беседа сопровождалась презентацией и видео экскурсией по Государственному музею Аушвиц-Биркенау, наглядно демонстрирующими жестокость нацистов и ужас, который пережили узники лагеря.

 Подводя итог мероприятия, учащиеся прочитали стихотворение Роберта Рождественского «Реквием» и, в память о миллионах людей разных возрастов, национальностей, вероисповеданий, политических и гражданских взглядов, перемолотых жерновами смерти концлагеря Аушвиц, подвязали разноцветные ленточки к веткам дерева.

Одной из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны, тем двумстам дням и ночам -  с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года -  был посвящён час мужества «Сталинградская битва в художественной литературе и на экране». 

В ходе мероприятия ребята познакомились с писателями-фронтовиками, принимавших непосредственное участие в битве на Волге, и показывающих в своих произведениях всю правду о   Сталинградской битве. Такую страшную тяжесть и невыносимое напряжение Сталинградского сражения показали в своих произведениях Виктор Некрасов, Михаил Алексеев, Василий Гроссман, писатель, который всю войну провел на фронте военным корреспондентом газеты “Красная Звезда”.  

Более подробно учащиеся познакомились с фронтовой жизнью и творчеством писателя Юрия Васильевича Бондарева, проанализировали ключевые эпизоды из его романа “Горячий снег”, описывающем события ноября 1942 года.

Затем были просмотрены эпизоды из одноимённого фильма, снятого по роману «Горячий снег» режиссёра Гавриила Егиазарова, отображающих Сталинградскую битву, ярко показывающих значимость этого сражения как коренного перелома в Великой Отечественной войне.

Все мероприятия, проведённые в честь памятных дат воинской славы России, были направлены на воспитание чувства патриотизма, гордости за русский народ, а также формирование гражданского сознания и толерантного отношения к окружающим людям.


«Он людям правду под гитару говорил»

И, улыбаясь, мне  ломали крылья,

Мой хрип порой похожим был на вой,

И я немел от боли и бессилья

И лишь шептал: «Спасибо, что живой»

 

В. Высоцкий

25 января 2018 года исполнилось 80 лет со дня рождения поэта-песенника, актёра Владимира Семёновича Высоцкого. Информационно-библиотечный центр собрал педагогов и учащихся школы на литературно-музыкальную композицию «Он людям правду под гитару говорил», посвящённую этой юбилейной дате.

В ходе мероприятия участники вспомнили жизнь и творчество Владимира Высоцкого, имя которого ещё при жизни было легендой. Слушая и исполняя стихи и песни автора, учащиеся смогли почувствовать бездну таланта, безграничную гениальность  Высоцкого,  Он много раз умирал, но снова воскресал. Не умел жить и чувствовать вполсилы, работал на износ. «Поющий нерв эпохи», - так называл Высоцкого поэт Евгений Евтушенко.

В рамках данного мероприятия состоялся конкурс чтецов «Голос века». Большое число участников конкурса и разноплановость произведений, выбранных ими для прочтения, ещё раз доказывает, что Владимир Высоцкий – одно из ярчайших явлений нашей национальной культуры. Без него невозможно представить не только литературу, музыку, но и образный строй мышления русского человека конца 20 века. 

«Открывая поэзию Фёдора Тютчева»

«Вы знаете, кто мой любимый поэт?» – спросил однажды Л.Н. Толстой. И сам ответил: «Тютчев».

С «изумлением и восторгом» отзывался о стихах Тютчева Пушкин.

Некрасов назвал лирику Тютчева одним из «немногих блестящих явлений» русской поэзии.

 

«Тютчев может сказать о себе, что он…создал речи, которым не суждено умереть», - писал тогда же Иван Сергеевич Тургенев.

Стихи Фёдора Ивановича Тютчева дороги и нам, живущим в 21 веке. Тютчев вписал особые станицы в великую книгу русской поэзии. Певец-философ, умеющий заглянуть в глубины мироздания, в подосновы жизни, человек-романтик, классик русской поэзии — и это всё о нём. Тютчев снискал славу в самом гармоничном роде словесного творчества — лирике. 

23 января в рамках проведения Недели русского языка и литературы для поклонников творчества Тютчева состоялся час любителей поэзии «Открывая поэзию Тютчева», подготовленный и проведённый учителем русского языка и литературы Надеждой Михайловной Добрыниной.

 

Учащиеся 10 класса обсуждали интересные факты биографии Ф. И. Тютчева, читали стихи этого замечательного поэта, проводили их анализ, отрывая новые грани лирики Тютчева.

Данное мероприятие позволило по-новому взглянуть на уже знакомые тютчевские произведения и более точно понять мысли и чувства поэта-философа Тютчева. 


Праздники "Рождество Христово и Крещение Господне"

Первый месяц года – месяц зимних праздников. Именно в январе отмечается любимый и взрослыми, и детьми Новый год, а также одни из главных христианских праздников - Рождество Христово и Крещение Господне. Именно этим православным праздникам было посвящено мероприятие «Рождество Христово.  Крещение Господне», подготовленное и проведённое 18 января в информационно-библиотечном центре педагогом-библиотекарем Пятовой Еленой Викторовной и воспитателем группы продлённого дня Рогачёвой Еленой Борисовной. 

В ходе мероприятия учащиеся 3 и 5 классов вместе с пенсионеркой Татьяной Александровной поговорили об истории и традициях праздников Рождества и Крещения Господня, рассказали о том, как отмечаются эти праздники в их семьях, посмотрели видеоролик, рассказывающий, почему символом праздника Крещения Господня стал голубь. Затем, смастерив фигурки данного символа из бумаги, развесили их на дереве.

Большой интерес вызвал у ребят рассказ о святочных гаданиях и о том, как гадали в старину на Руси. Также учащиеся познакомились с такими понятиями, как «сочельник» и «страшные вечера».

Данное мероприятие прошло интересно, ярко, познавательно и, несомненно, надолго запомнится участникам, получившим лишь положительные эмоции и праздничное настроение.

 

         Пятова Е.В., педагог-библиотекарь


"Жемчужины природы"

Есть особый день в России,
Он природе посвящён.
Заповедникам красивым
И национальным паркам всем поклон.

Про сохранность дикой флоры
Нам сей праздник говорит,
Чтобы Родины просторы
Каждый смог бы оценить.

17 января информационно-библиотечный центр собрал пятиклассников на экологический час, посвящённый Дню заповедников и национальных парков -  официальному празднику, который отмечается в Российской Федерации по инициативе ряда экологических организаций. Эта дата отмечается ежегодно с 1997 года 11 января. Именно в этот день в 1917 году в России был образован первый государственный заповедник — Баргузинский заповедник для сохранения и увеличения численности соболя.

С самого начала учащиеся погрузились в атмосферу интриги, азарта и соперничества. При входе в информационно-библиотечный центр ребята выбрали квадрат понравившегося цвета и согласно своему выбору разделились на 3 команды: «Лесной дозор», «Зелёный патруль» и «Лесная братва». Затем, разгадав слова, зашифрованные с помощью шифра Цезаря ROT2, ребята смогли назвать тему мероприятия.

Вспомнив, что такое заповедники и национальные парки, учащиеся определили, что у них общего и чем они отличаются. Говоря о «жемчужинах природы» Тамбовской области, пятиклассники просмотрели видеоролик о Воронинском заповеднике – самой крупной природоохранной зоне нашей области. С гордостью учащиеся слушали рассказ об уникальном и красивейшем памятнике живой природы нашего района- дендрологическом парке, расположенном в селе Екатеринино. Заложенный ещё в XIX веке помещиком А. Ушаковым, парк сохранился в хорошем состоянии и объявлен памятником природы государственного значения.

После завершения информационного блока, ребятам было предложено отдохнуть и поиграть. Команды участвовали в конкурсах, выполняли задания и разгадывали экологический кроссворд. Разгадав ключевое слово, учащиеся сделали вывод, что ПРИРОДА - это наше жилище, сокровищница богатств, поставщик сырья и энергии на Земле. Но её богатства исчерпаемы и часто невосполнимы, поэтому так необходимо их беречь и охранять. Для этого создаются особо охраняемые природные зоны – заповедники и национальные парки.

Данное мероприятие было направлено на повышение уровня экологической культуры школьников, воспитание бережного отношения к природе, привлечение внимания учащихся к проблемам экологии.